Именины Домового
1
апреля всегда считался Днем пробуждения домового.
Древние славяне
верили, что на зиму, он, подобно многим животным и духам, впадал в
спячку и просыпался лишь изредка, чтобы сделать необходимую работу по
дому. Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью
вступит в свои права. А она приходила, по мнению предков совсем не в
марте, а в апреле.
Точнее сказать, приход весны ознаменовался днем весеннего равноденствия 22 марта и все последующие дни вплоть до 1 апреля были днями встречи весны. Первого же числа, весна приходила окончательно и бесповоротно и главный дух-хранитель очага — домовой, должен был проснуться, чтобы навести порядок в доме.
Как известно, когда мы долго спим, а потом просыпаемся по зову нашего будильника, мужа или мамы, то часто бываем, недовольны этим. Мы зеваем и ворчим, почему нас разбудили так рано. Малые дети вообще начинают капризничать. А наш домовой имеет иногда повадки ребенка, и после долго спячки просыпается тоже не очень радостный. И тут же начинает шалить, а порой и хулиганить. То остатки муки из мешков высыплет, то гривы лошадям запутает, коров перепугает, белье перепачкает.
Конечно, наш далекий предок пытался умаслить недовольного домового кашкой, молочком и хлебом, но, как известно, к хлебу обязательно должны прилагаться и зрелища. Такими зрелищами для проснувшегося духа становились повсеместные гуляния, шутки, смех людей в доме, которые разыгрывали друг друга весь день. К тому же, чтобы было веселее домовому, да и всем окружающим, обитатели дома надевали одежду наизнанку, подобно самому духу пращуру, который, как известно, носит свою меховую жилетку швами наружу. На ногах должны были непременно красоваться разные носки или обувь, а в разговоре все старались обмануть друг друга или пошутить, чтобы хозяин-батюшка домовой забыл, что он недавно проснулся.
Со временем, про встречу весны, и умасливание домового первого апреля забыли, но традиция шутить, разыгрывать и обманывать в этот день, осталась. Некоторые славянские общины справляли Именины Домового 30 марта.
Точнее сказать, приход весны ознаменовался днем весеннего равноденствия 22 марта и все последующие дни вплоть до 1 апреля были днями встречи весны. Первого же числа, весна приходила окончательно и бесповоротно и главный дух-хранитель очага — домовой, должен был проснуться, чтобы навести порядок в доме.
Как известно, когда мы долго спим, а потом просыпаемся по зову нашего будильника, мужа или мамы, то часто бываем, недовольны этим. Мы зеваем и ворчим, почему нас разбудили так рано. Малые дети вообще начинают капризничать. А наш домовой имеет иногда повадки ребенка, и после долго спячки просыпается тоже не очень радостный. И тут же начинает шалить, а порой и хулиганить. То остатки муки из мешков высыплет, то гривы лошадям запутает, коров перепугает, белье перепачкает.
Конечно, наш далекий предок пытался умаслить недовольного домового кашкой, молочком и хлебом, но, как известно, к хлебу обязательно должны прилагаться и зрелища. Такими зрелищами для проснувшегося духа становились повсеместные гуляния, шутки, смех людей в доме, которые разыгрывали друг друга весь день. К тому же, чтобы было веселее домовому, да и всем окружающим, обитатели дома надевали одежду наизнанку, подобно самому духу пращуру, который, как известно, носит свою меховую жилетку швами наружу. На ногах должны были непременно красоваться разные носки или обувь, а в разговоре все старались обмануть друг друга или пошутить, чтобы хозяин-батюшка домовой забыл, что он недавно проснулся.
Со временем, про встречу весны, и умасливание домового первого апреля забыли, но традиция шутить, разыгрывать и обманывать в этот день, осталась. Некоторые славянские общины справляли Именины Домового 30 марта.
Как устроить себе и домовому праздник
Угощение
Оставьте на плите или во дворе полную миску каши или другого кушанья, которое вы ели сами, со словами: «Хозяин-батюшка, побереги».
Подарки
Бросьте за плиту или положите под нее монетку либо яркий лоскуток, чтобы домовой помогал «дому богатеть».
Поздравления
Поздравлять домового нужно, как говорится, «по умолчанию»: чем тише будет в доме, тем ему приятнее. Поэтому разговаривать между собой следует как можно меньше, если необходимо что-то сказать друг другу, сделайте это тихо и ласково.
Легенда о разжалованном ангеле
По старинной легенде, Бог разжаловал ангелов, которые дерзнули проникнуть в тайну его величия, и, изгнав их с небес, «определил на вечные времена сторожить воды, леса и горы». Кто в момент наказания находился в доме, сделался домовым, в горах - горным духом, в лесу - лесовиком. По мнению знатоков русских обычаев и суеверий, домовой «представляет дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живет в каждом доме, в каждом семействе». От сатаны отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, и даже оказывает услуги любимым хозяевам. Если домовому живется хорошо, он обзаводится женой - домовичихой и ребенком - домовенком. И все их семейство дружно помогает людям вести хозяйство, опекать домашних животных, беречь имущество от порчи, кражи и других бед. Если же этот добрый дух остается холостяком, то от скуки может частенько проказничать.
Шалости духа
Любимая забава домового - «прятки». Он прячет нужную вам вещь и развлекается, наблюдая за вашими отчаянными поисками. Чтобы пропажа нашлась, нужно сказать: «Домовой, домовой, перестань шутить со мной. Вещь взял, поиграл - положи на место». Если же добрый дух вашего жилья шалит слишком часто, значит, он всерьез страдает от одиночества. В этом случае после очередных «пряток» намекните ему, что вы будете не против его женитьбы. Для этого нужно повязать любой платочек, кроме носового, вокруг ножки стула и сказать: «Домовой-дедушка, вот тебе подружка, на нее взгляни, то, что взял, - верни». Тогда все в вашем доме наладится.
Домовой в избе всегда следит за хозяйством, отгоняет воров и создает душевную атмосферу. При хорошем домовом чашки не бьются, пироги не подгорают, пожары не возникают.
Даже в соверменных каменных строениях домовой устраивает себе закуток. И если раньше домовые делились по месту прописки на банников, овинников и прочих подвальников, то теперь они числятся в кухонниках и даже балконниках.
Считается, что балконников необходимо на зиму забирать в дом. Иначе он будет всю зиму беспокоить хозяев, воя и стуча зубами от холода. Для этого нужно занести в дом какую-нибудь вещь с балкона и оставить на ночь в комнате.
Переезжая на новое место жительства, ни в коем случае нельза бросать на произвол судьбы «своего» домового в пустом доме, куда лучше захватить его с собой. Для транспортировки домашнего "хозяина" на пол нужно положить тапку и
произнести: «Домовой, садись в сани, поехали с нами». А на новой квартире «сани» полагается также разгрузить.
С чужими домовыми лучше не ссориться. Чтобы лучше спалось на новом месте, засыпая, рекомендуется произнести: «Хозяин, хозяин, пусти переночевать». В противном случае невежливым гостям домовой выспаться не даст.
Как подружиться с домовым
Издавна существует отработанная «схема», как можно задобрить вашего «хозяина», заручившись его дружбой и поддержкой. Для этого следует:
- положить под печку, а теперь, стало быть, под плиту, монетку;
- на столе нужно организовать угощение: кашу, белую булку, варенье, сахар, соль;
- на окне пристроить для развлечения домового колоду карт, разноцветные лоскутки, блестящие пуговицы или шарики;
- чтобы не спугнуть домового, на кухню до утра заходить нельзя ни в коем случае.
1 апреля празднует свои именины домовой.
Говорят,
домовой и до сих пор живет в каждой деревенской избе, да не каждому об
этом известно. Зовут его дедушкою, хозяином, суседкою, доможилом,
бесом-хороможителем, но это все он — хранитель домашнего очага, незримый
помощник хозяев.
Конечно, он может и во сне щекотать, и греметь по ночам посудою, или за печкой постукивать, но делает это больше от озорства. Главное же дело его — досмотр за хозяйством. Домовой видит всякую мелочь, неустанно заботится и хлопочет, чтобы все было в порядке и наготове: подсобит работящему, поправит его промах; ему приятен приплод домашних животных и птицы; он не терпит излишних расходов и сердится на них — словом, домовой склонен к труду, бережлив и расчетлив. Если ему жилье по душе, то он служит этой семье, словно в кабалу к ней пошел.
Конечно, он может и во сне щекотать, и греметь по ночам посудою, или за печкой постукивать, но делает это больше от озорства. Главное же дело его — досмотр за хозяйством. Домовой видит всякую мелочь, неустанно заботится и хлопочет, чтобы все было в порядке и наготове: подсобит работящему, поправит его промах; ему приятен приплод домашних животных и птицы; он не терпит излишних расходов и сердится на них — словом, домовой склонен к труду, бережлив и расчетлив. Если ему жилье по душе, то он служит этой семье, словно в кабалу к ней пошел.

ИМЕНИНЫ ДОМОВОГО
Согласно древним верованиям, из душ деревьев, срубленных и использованных для строительства дома, рождался домовой хозяин. Домовой — хранитель домашнего очага. Он помогает вести хозяйство, бережет имущество от порчи, кражи и других бед, прежде всего — от пожара. При переезде на новое место хозяйки вынимали уголек из печки, укладывали его в лапоть (или другую обувь) и торжественно перевозили к новому домашнему очагу. Верили, что именно в такой уголек может превратиться домовой, если захочет переселиться в новостройку. Идеальный подарок для домового в этом случае 2-3-месячный котенок, лучше всего пестрый (трехцветный) или полосатый. Котенка нужно сразу же принести на кухню к плите, поставить на пол, не выпуская из рук, и сказать: `Дарю тебе, домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор`. Если домовой примет `зверя`, то обязательно возьмет его под свое покровительство и может жестко отомстить тем, кто кошку (кота) обижает. Говорят, что `кто кошку пнет, тот ногу ушибет, а кто убьет кота, тому семь лет ни в чем удачи не будет`.

Чаще всего домовой выглядит как старичок с заросшим белыми
волосами лицом. В детском возрасте домовые похожи на шары, покрытые
длинной, жесткой на ощупь шерстью. Руки маленькие, с мягкими пальчиками.
Ноги могут отсутствовать — тогда домовые передвигаются по воздуху, паря
в десятке сантиметров от пола. При виде человека обычно становятся
почти прозрачными и неподвижно зависают под потолком, но иногда начинают
очень быстро летать по комнате, оставляя за собой сероватый след. В
подростковом возрасте домовенок не имеет пола, но долгое время живя
рядом с человеком, он постепенно приобретает облик, характер и пол
своего хозяина.
В разных регионах России домовой принимает разные образы. Помимо старичка деревенские домовые прикидываются зайцем, медведем, рысью или показываются тенью на стене. Городские домовые часто принимают образ мыши, ужа, ласки или кошки. В городских условиях селятся под плитой, в духовке, под ванной, на антресолях или в чулане.
В разных регионах России домовой принимает разные образы. Помимо старичка деревенские домовые прикидываются зайцем, медведем, рысью или показываются тенью на стене. Городские домовые часто принимают образ мыши, ужа, ласки или кошки. В городских условиях селятся под плитой, в духовке, под ванной, на антресолях или в чулане.
Любимая забава домового — прятки. Он прячет нужную вещь и
развлекается, наблюдая за поисками. Чтобы пропажа нашлась, нужно
сказать: `Домовой, домовой, не шути со мной. Вещь взял, поиграл —
положи, верни`. Если же он шалит слишком часто, значит, всерьез страдает
от одиночества. Тогда после очередных пряток намекните, что вы не
против его женитьбы. Для этого нужно повязать любой платочек, кроме
носового, вокруг ножки стула и сказать: `Домовой-дедушка, вот тебе
подружка, на нее взгляни, что взял, — верни`.
Жена домового — домовиха, домаха, большуха, маруха, кикимора (не путать с лесной и болотной кикиморой!) часто пакостит и чудит. Переставляет мебель, перекладывает вещи на свой вкус, путает нитки, пугает детей внезапным стуком каблуков. Но иногда помогает хозяевам, предупреждает их о беде.
Обычно домовуха-кикимора предстает в образе сухонькой маленькой бабы, голова с наперсток, ножки-соломинки. В середине мая (время сватовства домовых) ее кожа зеленеет, а в глазах появляются чертовские искорки. Может предстать и девкой с белым лицом, черными глазами и длинными черными волосами.
Жена домового — домовиха, домаха, большуха, маруха, кикимора (не путать с лесной и болотной кикиморой!) часто пакостит и чудит. Переставляет мебель, перекладывает вещи на свой вкус, путает нитки, пугает детей внезапным стуком каблуков. Но иногда помогает хозяевам, предупреждает их о беде.
Обычно домовуха-кикимора предстает в образе сухонькой маленькой бабы, голова с наперсток, ножки-соломинки. В середине мая (время сватовства домовых) ее кожа зеленеет, а в глазах появляются чертовские искорки. Может предстать и девкой с белым лицом, черными глазами и длинными черными волосами.
По окончании праздника встречи весны (с дня весеннего
равноденствия и до Ладодения) у древних славян начиналась собственно
весна, по нынешнему календарю — 1 апреля. Этот день считался Днем
пробуждения домового. Славяне верили, что на зиму он (подобно многим
животным и духам) впадал в спячку, просыпаясь лишь изредка, чтобы
сделать необходимую работу по дому. А когда весна приходила окончательно
и бесповоротно, главный дух-хранитель очага — домовой — должен был
проснуться, чтобы навести порядок в доме, почистить хлев, начать
готовиться к посевной, смазывать телеги.
Когда мы посреди сладкого сна внезапно просыпаемся под трезвон будильника или от громкого голоса заботливых родичей, то часто бываем недовольны этим. Мы зеваем и ворчим, почему разбудили так рано. Дети вообще начинают капризничать. А домовой частенько имеет повадки ребенка, и после долгой зимней спячки просыпается тоже не очень радостный. И тут же принимается шалить. То муку или крупу высыплет, то белье перепачкает, в крестьянском хозяйстве мог перепутать гривы лошадям, коров напугать. Да мало ли!...
Конечно, наши далекие предки пытались умаслить недовольного домового кашкой, молочком и хлебом, но, как известно, к хлебу должны прилагаться и зрелища. Такими зрелищами для проснувшегося духа становились повсеместные гуляния, шутки, смех людей в доме, которые разыгрывали друг друга весь день. Чтобы было веселее домовому, обитатели дома надевали одежду наизнанку, подобно самому духу пращуру, который, как известно, носит свою меховую жилетку швами наружу; на ногах непременно красовались разные носки или обувь, а в разговоре все старались обмануть друг друга или пошутить, чтобы хозяин-батюшка домовой забыл, что он недавно проснулся.
Со временем про встречу весны и умасливание домового первого апреля забыли, но традиция шутить, разыгрывать и обманывать в этот день осталась. Как осталась поговорка — первого апреля никому не верю.
Когда мы посреди сладкого сна внезапно просыпаемся под трезвон будильника или от громкого голоса заботливых родичей, то часто бываем недовольны этим. Мы зеваем и ворчим, почему разбудили так рано. Дети вообще начинают капризничать. А домовой частенько имеет повадки ребенка, и после долгой зимней спячки просыпается тоже не очень радостный. И тут же принимается шалить. То муку или крупу высыплет, то белье перепачкает, в крестьянском хозяйстве мог перепутать гривы лошадям, коров напугать. Да мало ли!...
Конечно, наши далекие предки пытались умаслить недовольного домового кашкой, молочком и хлебом, но, как известно, к хлебу должны прилагаться и зрелища. Такими зрелищами для проснувшегося духа становились повсеместные гуляния, шутки, смех людей в доме, которые разыгрывали друг друга весь день. Чтобы было веселее домовому, обитатели дома надевали одежду наизнанку, подобно самому духу пращуру, который, как известно, носит свою меховую жилетку швами наружу; на ногах непременно красовались разные носки или обувь, а в разговоре все старались обмануть друг друга или пошутить, чтобы хозяин-батюшка домовой забыл, что он недавно проснулся.
Со временем про встречу весны и умасливание домового первого апреля забыли, но традиция шутить, разыгрывать и обманывать в этот день осталась. Как осталась поговорка — первого апреля никому не верю.

По сведениям ИА `Двина-Информ`, `если вы хотите, чтобы и в вашем доме завелся домовой, найдите яйцо, снесенное петухом, и шесть месяцев носите его подмышкой. Непременно с левой стороны. Домовой родится и обязательно принесет в ваш дом мир и покой`

Редкий человек может похвалиться, что видал домового. Для этого
нужно надеть на себя в Пасхальную ночь лошадиный хомут, покрыться
бороной, зубьями на себя, и сидеть между лошадьми целую ночь. Если
повезет, то увидишь старичка — маленького, словно обрубочек, всего
покрытого седенькой шерстью (даже ладошки у него волосатые), сивого от
древности и пыли. Иной раз, чтобы отвести от себя любопытный взор, он
примет облик хозяина дома — ну как вылитый! Вообще домовой любит носить
хозяйскую одежду, но всегда успевает положить ее на место, как только
понадобятся вещи человеку.
ПЛАЧ ДОМОВЫХ
Однажды маленький Чуйко проснулся от того, что послышался ему чей-то
тоненький плач. Вскинул голову — нет, тихо в избе, даже младшая
сестренка крепко спит. И родители спят. И дед с бабкою. Кто же плачет?
Сунул Чуйко голову под подушку — нет, все равно не уснуть: плач
мешает. Разливается он уже на много голосов, да с приговором, с
причетом! А может, это на дворе кто-то плачет? Калика перехожий милости
просит?
Не выдержал Чуйко, сполз с печки и осторожно, крадучись, выбрался на крылечко.
Пусто во дворе, в небе луна светит. А плач доносится из-за околицы.
Ступил Чуйко босыми ногами в росистую траву и, поеживаясь да подпрыгивая, ринулся со двора. Добежал до околицы — да так и обмер.
Луна высоко поднялась, светло стало, почти как днем, и в этом свете
увидал Чуйко каких-то низеньких человечков, которые стояли вдоль околицы
и горько плакали на разные голоса. Кто-то из них был похож на
крепенького мужичка, кто-то казался старше Чуйкова прадеда. Но все они
были одеты по-крестьянски, в рубахи да лапотки. Утирая слезы кулаками,
глядели они на небо, и когда Чуйко поднял глаза, он так и обмер, потому
что увидал...
Увидел он огромного, в полнеба высотой, всадника на белом коне. Лицо
всадника было искажено мученической мукою, потому что его пронзила
стрела. Он понукал усталого коня, пытаясь уйти от погони, но она
близилась с каждым мгновением, и вот уже Чуйко увидел меховые шапки
степняков, разглядел их низкорослых, мохноногих и резвых коней, увидел
длинные копья в руках ордынцев. А еще он узнал умирающего всадника. Это
был Воля, его отец!
Закричал Чуйко и грянулся оземь без памяти. Рано утром нашла его
матушка, которая встала подоить корову да хватилась сына. Кое-как
привели мальчишку в сознание. Сначала он только плакал, ни слова сказать
не мог, но выпил парного молочка, поуспокоился — и поведал о ночном
видении.
К тому времени вокруг полдеревни собралось, и взрослые, выслушав его,
молча переглянулись. Они сразу поняли, что видел Чуйко домовых, слышал
их причитания. Известно — если домовой плачет ночью, это всегда
предвещает беду, а может быть, и смерть хозяина. Что же вещует плач всех
деревенских домовушек? И что заставило их, домоседов-доможилов,
покинуть свои избы и выйти к околице, рыдать там, словно на пепелище? Уж
не грозит ли беда всей деревне?
- Парнишка видел степняков — не их ли надобно опасаться? — сказал Воля, Чуйков отец.
- Сон это и бредни глупые, — зевнул пастух Мушка. — Гоните коровушек в стадо, полно время терять.
- Глупец тот, кто не чтит старых примет и не внемлет разумным
советам, — сурово ответил Воля. — Если уж духи жилищ наших возрыдали —
не миновать беды. Изготовимся к обороне, односельчане, чтоб не встретить
врага с разинутым ртом.
Многие его охотно послушались, многие ворчали и строптивились, однако
в конце концов все взялись оружие чистить и боевой припас готовить. На
ночь вдоль всей околицы караулы встали... и что же? Напали-таки степняки
на деревню!
Только ждали они найти сонных, безоружных людей, а наткнулись на
стрелы да копья, да рогатины. Завязался тяжелый бой, длился он целые
сутки. Ушли степняки с большим уроном, ну а село удалось отстоять. Воля
был ранен стрелою в плечо, но не до смерти.
Терпя боль, улыбнулся Воля перепуганному сыну:
- Это все пустое. Нет на свете воина, кто хоть раз не был ранен. Но
когда бы не услышал ты плач домовых, все могло быть куда хуже!
10 февраля
Велесичи (Кудесы) — День домового
Велесичи (Кудесы) — День домового

Кудесы — день угощения домового. Домовой — запечник, прибаутник,
сверчковый заступник. Название праздника — кудесы (бубны) — указывает
на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились,
услаждая слух музыкой:
Дедушка-суседушка!
Кушай кашу, да избу храни нашу!
Если дедушка-суседушка на кудесы останется без гостинцев, то из доброго
хранителя домашнего очага, он превратится в достаточно лютого духа.
После ужина оставляют за печкой горшочек каши, обложенный горячими
углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придет ужинать.
В сей день почитается как сам Велес, так и его воинство.
Рассказывается о происхождении велесичей, небесных воинов Велеса. Обычно велесичей почитают детьми Велеса, Сварожичами, которые подчинились Велесу — главе небесных воинств. Но есть среди них и те, которые сошли с небес на Землю и поселились между людьми: это древние богатыри: волотоманы, асилки, духи пращуров, а также духи лесов, полей, вод и гор. Те из них, кто попал в лес — стали лешими, кто в воду — водяными, кто в поле — полевыми, а кто в дом — домовыми. Домовой — дух добрый. Обычно он — рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте. В этот день домового кормят кашей, оставляя ее на загнетке. Кормят и приговаривают: Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги — наш дом береги! В некоторых областях праздник отмечается 28 января.
Рассказывается о происхождении велесичей, небесных воинов Велеса. Обычно велесичей почитают детьми Велеса, Сварожичами, которые подчинились Велесу — главе небесных воинств. Но есть среди них и те, которые сошли с небес на Землю и поселились между людьми: это древние богатыри: волотоманы, асилки, духи пращуров, а также духи лесов, полей, вод и гор. Те из них, кто попал в лес — стали лешими, кто в воду — водяными, кто в поле — полевыми, а кто в дом — домовыми. Домовой — дух добрый. Обычно он — рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте. В этот день домового кормят кашей, оставляя ее на загнетке. Кормят и приговаривают: Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги — наш дом береги! В некоторых областях праздник отмечается 28 января.