вторник, 22 марта 2011 г.

Архетипы: женское и мужское начало. К.Г.Юнг

Под архетипами К.Г.Юнг понимал элементы коллективного бессознательного, обозначающие суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первичных человеческих первообразов и структур психики, обеспечивающих основу поведения, структурирование личности, понимание мира и взаимопонимания людей.


   Юнг писал: «Любое отношение к архетипу, переживаемое или просто именуемое, «задевает» нас; оно действенно именно потому, что пробуждает в нас голос более громкий, чем наш собственный. Говорящий прообразами говорит нам как бы тысячью голосов, он пленяет и покоряет, он поднимает описываемое им из однократности и временности в сферу вечносущего, он возвышает личную судьбу до судьбы человечества и таким путем высвобождает в нас все те спасительные силы, что извечно помогали человечеству избавляться от любых опасностей и превозмогать даже самую долгую ночь» (Юнг К.Г., 1987).

   Архетип является, в наиболее обобщенном смысле, сгустком энергии коллективного бессознательного, формой энергии, несущей в себе протосценарий типовых ситуаций. Архетип Младенца - это то, как ведет себя младенец во всех возможных ситуациях жизни и проявляется во всех человеческих традициях. 

Это и появление на свет, первичная чистота, нерасчлененность, это ранимая юность, девственность восприятия, это и слабость, это и чистый духом. Каждый раз мы можем найти эту многоаспектность архетипа, на языке метафор и эмоционально насыщенных прообразов проявляющих первичные протосценарии человеческого сознания.

Рассмотрим пару архетипов - Анима и Анимус, которые оказывают на сознание человека особенно сильнее воздействие.

Анима и Анимус являются архетипическими конструктами в юнговской психологии, выражающими женское (Анима) и мужское (Анимус) начало в коллективном бессознательном.

Антропологически женское начало соответствует пассивному принципу природы. В «Символах трансформации» К.Г.Юнг утверждает, что древние видели в женщине либо Еву, либо Елену, Софию или Марию (соответствуют импульсивности, эмоциональности, интеллектуальности и добродетели). Одним из чистейших и наиболее всеобъемлющих представлений архетипа женщины как Анимы является Беатриче в «Божественной Комедии» Данте. Все аллегории, построенные на персонификации Анимы, неизменно сохраняют в себе все три вышеупомянутые импликации.

Анима представляет собой архетипический образ высокой степени сложности, где решающим фактором могут оказаться наложенные друг на друга символические аспекты. 

Например, высшие аспекты женщины в качестве Софии или Марии определяют ее функцию персонификации знания или высшей добродетели; а когда женщина предстает как образ души, она оказывается высшей по отношению к мужчине, поскольку является отражением самых возвышенных и чистых его качеств.

В своих низших формах как Ева или Елена - инстинктивный и эмоциональный аспекты - женщина стоит на уровне более низком, нежели мужчина. Она выступает в своей наиболее характерной роли-соблазнительницы, «вечной женственности», влекущей за собой, непоследовательной, ветреной, неверной, лицемерной, в то же время таинственной, очаровывающей. Именно здесь проявляются аспект сирены - отвлекающей, уводящей мужчин в сторону от пути прогресса, эволюции, и аспект воды - непроявленности, тайны, бездны, бессознательного.

Картина будет неполной если мы не опишем Анимус, вторую часть дуальности - архетип мужского начала. Анимус, означающий архетипическую символику мужского начала, связывается с сознанием, с организующими, эгентропическими силами в коллективном бессознательном, соответствует отцовскому Логосу. Анимус описывается такими эпитетами, как свет, дух, духовность, разум, огонь, космос, власть, сила, персонифицируется постоянно меняющимся Гермесом.

Рассмотрим основные аспекты Анимуса: Король, Воин, Маг, Возлюбленный. Четыре основных архетипа Анимуса, четыре ипостаси, которые актуализируются в реальности.

Король в его полноте это чистый вид архетипа: мудрый, правильно осознающий свое место, живущий во благо своей страны и подданных. Функции в искаженном варианте могут быть различными. Это может быть тиран, неправильно использующий королевскую силу. Это может быть слабый правитель, недоумок, не обладающий связностью: несчастная страна, нищие, потерявшие смысл жизни подданные.

Архетип Воина в его полной силе: благородный витязь, воплотивший в себе все возможные мужские качества - честность, чистоту помыслов, красоту и эстетичность действия, доблесть, справедливость, осознанность.


Искаженный аспект Воина: трус, потерявший доблесть; разбойник, сильный, но потерявший честность; мародер, бесчестный, потерявший чистоту помыслов; солдафон, сильный, но глупый и ограниченный.

Часто мифологический сюжет дает нам героя, в котором сплетены все искаженные аспекты архетипа Воина.

Архетип Мага в расцвете всей силы воплощает в себе лучшие качества мужской энергии и мистической, демиурговой в том числе. В искаженном аспекте Маг это мошенник, недоумок, вообразивший в себе экстрасенсорные, черно- и бело-магические свойства и объявляющий себя чудотворцем или колдуном всея Руси...



Архетип Любовника в его расцвете, силе, - это романтическая любовь, культ Прекрасной Дамы, чистота и мужское достоинство. В сильном аспекте заниженности - это Дон Жуан, влюбчивый, быстро вспыхивающий, быстро остывающий, не способный к крепким связям человек, для которого все просто череда событий, влюбленностей. В слабом аспекте - это бессильный возлюбленный, мужчина - тряпка, который сам вешается на женщин.

Когда Анимус встречается с Анимой, то он извлекает меч своей силы, а Анима брызжет ядом обольщения и искушения. Взаимоотношения Анимы и Анимуса могут быть как позитивными, так и негативными, но всегда «нуминозными» (сакральными, божественными, ужасающими, всемогущими и одновременно величественными, придающими чувство полноты существования), эмоционально насыщенными, коллективными по природе. Анима становится Эросом сознания, а Анимус - ее Логосом.

У мужчины образ женщины вообще, женские свойства, качества, черты, изначально присутствующие в его сознании, по мере формирования личности вытесняются в бессознательное, т.е. Анима в мужчине подавлен и отвержен. Тот же самый процесс происходит у женщины - Анимус вытеснен из сознания в бессознательное.

В древности почти во всех культурах существовал миф о гермафродите. Гермафродит - результат приложения символики числа два к человеческому существу, создания целостной, несмотря на ее дуальность, личности. В греческой мифологии Гермафродит сын Гермеса и Афродиты, юноша необычной красоты, воспитанный наядами на горе Ида во Фригии. Когда ему исполнилось пятнадцать лет, он отправился странствовать по Малой Азии. Однажды в Карии, когда Гермафродит купался в водах источника, нимфа этого ключа Салмакида страстно влюбилась в него, но ее мольбы о взаимности не имели успеха. По просьбе Салмакиды боги слили ее с Гермафродитом в одно двуполое существо.

В Индии такое двуполое существо - объединение двух полов в одном индивидууме - было главной силой, светом, излучающим жизнь. Платон в «Пире» утверждает, что Бог сначала создал человека в виде сферы, заключающей в себе два тела и оба пола.

Идея изначальной целостности присутствует почти во всех космологических картинах мира. В мистической традиции иудаизма - это Адам Кадмон, первообраз для духовного и материального мира, также для человека, в котором Эрос и Логос, Хаос и Космос, мужское и женское, воплощены в едином. Эта идея нашла свое воплощение в мифологеме гностиков о антропосе, в образах Пуруши и Гайомарта в индоиранской традиции, в божественном Кецалькоатле доколумбовой Мексике.

В «Упанишадах» читаем: «Он был, поистине, таким большим, как обнимающиеся мужчина и женщина. Он разделил свой атман на две части, из них возникли муж и жена».

В Исламе идея выражена еще более четче: «Мы создали человека как единство двух полов, так чтобы можно было подвергнуть его испытанию. Мы наделили его видением и слышанием, так что - будет ли он благодарен или забудет о нашей милости - и мы показали ему правильный путь» (Коран, 76 - 1).

В терминологии К.Г.Юнга есть понятие «Самости», центрального архетипа, первообраза упорядоченной целостности, центра и цели индивидуации, то есть становления личности, ее интеграции. 

На этом пути сперва человек снимает свои Маски - результат социального отчуждения человека. 

Юнг писал: «Есть опасность стать тождественным свой Маске, скажем, когда профессор отождествляет себя со своей кафедрой или тенор - со своим голосом. Маска - есть то, что человек, по сути дела, не есть, но за что он сам и другие люди принимают этого человека». В конечном счете, достижение «самости» происходит тогда, когда Анима и Анимус, мужское и женское соединяются в иерогамии - священном браке, интимном союзе или внутреннем согласии бессознательной женственной стороны мужчины с его духом.   

«Архетип сам по себе ни добр, ни зол. Он есть морально индифферентное numen, которое становится таким или другим, или противоречивой двойственностью обоих лишь через столкновение с сознанием. Этот выбор добра или зла, умышленно или неумышленно, следует из человеческой установки».

Информация с сайта